Методические рекомендации педагогам детского сада

пн, 28/10/2024 - 15:46

Как оборудовать центры детской активности по рекомендациям Минпросвещения
Уголки или Центры активности: как правильно их называть.

Рекомендации содержат такие термины, как пространство, зоны, модули, центры  (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования»). Более подробно рабочая группа рассмотрела вариант, как разместить оборудование по центрам детской активности. Это один из возможных и современных вариантов создания РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.

Оформление: нужно ли наглядно оформлять названия центров

Нормативные правовые акты не содержат указаний на необходимость наглядно оформлять каждый центр активности, зоны или пространства в группе. Поэтому требовать этого в детских садах проверяющие не могут.

Согласно  подпункту 3.3.4 ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Федеральная образовательная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право ее самостоятельно проектировать (п. 31 ФОП ДО).

Нет указаний оформлять названия центров наглядно и в рекомендациях. Кроме того, рекомендации не требования, и их выполнение не подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора).

Названия центров: обязательно брать их из рекомендаций или можно придумать свои

Рекомендации содержат примеры модельных решений, как создать инфраструктуру и какие учебно-методические материалы использовать для реализации ОП ДО, поэтому и названия центров детской активности в документе примерные. При этом они отражают основные виды детской деятельности.

Для удобства педагог может выбрать иные названия центров, которые отразят специфику РППС его группового помещения и будут доступными и понятными воспитанникам. Также можно нанести соответствующую маркировку на отдельные компоненты РППС. Педагог и воспитанники будут знать, что находится в конкретном ящике или контейнере. Чтобы символы маркировки были понятны детям, педагог может предложить им самим придумать маркеры.

Количество центров в группе: можно ли создать больше или меньше, чем рекомендуется

Согласно рекомендациям, в группах раннего возраста может быть 6 центров детской активности, в группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – 12 центров. Педагог вправе сам принимать решение о том, каким способом организовать оптимальное для своих воспитанников пространство. При этом наполняемость РППС должна отвечать задачам каждого из направлений развития и образования детей согласно ФГОС ДО.

У детей и педагога должна быть возможность трансформировать среду в группах с учетом воспитательных и образовательных задач, игровых замыслов. В процессе взросления детей все компоненты РППС нужно менять, обновлять и пополнять, в том числе перемещать их из одного центра в другой.

Рекомендации содержат примеры модельных решений, как создать инфраструктуру и какие учебно-методические материалы использовать для реализации ОП ДО, поэтому и названия центров детской активности в документе примерные. При этом они отражают основные виды детской деятельности.

Для удобства педагог может выбрать иные названия центров, которые отразят специфику РППС его группового помещения и будут доступными и понятными воспитанникам. Также можно нанести соответствующую маркировку на отдельные компоненты РППС. Педагог и воспитанники будут знать, что находится в конкретном ящике или контейнере. Чтобы символы маркировки были понятны детям, педагог может предложить им самим придумать маркеры.


1. План работы с родителями первой младшей группы в 2024 - 2025  учебном году

2. План работы с родителями второй младшей группы в 2024 -2025  учебном году

3. План работы с родителями средней группы в 2024 -2025 учебном году

4. План работы с родителями старшей группы в 2024 -2025 учебном году

5. План работы с родителями подготовительной группы в 2024 - 2025 учебном году


Тематическое планирование недель 2024 -2025 учебного года

Образовательная деятельность включает...


План работы МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад №21"  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2024-2025 учебный год

Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментирования по ФГОС ДО

Говорящая среда